PDA

Просмотр полной версии : Эксперимент с подростками (помните темы про причины суицидов?)



SugarFree
23.05.2012, 22:45
Случайно наткнулась на заметку, хочу поделиться.
Помнится, когда-то мы обсуждали массовые суициды среди подростков. Так вот тогда я наткнулась на мысль о том, что всё от распущенности, от избалованности и привычки к развлечениям.
И вот этот эксперимент, мне кажется, он из той же оперы. Действительно очень интересно.

Кого боятся подростки
К. Мурашова

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.
По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.
Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.
При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.
В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.
Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.
В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.
Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.
Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».
У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.
Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».
У троих возникли суицидальные мысли.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).
Что делали мои подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
А что вы об этом думаете?

Токси
23.05.2012, 22:55
Я думаю о том, что эксперимент как-то ни о чем не говорит. Вспоминая себя в этом возрасте, вот тоже в дневнике писала всякое, что волосы на голове у родителей шевелились, если оставалсь одна надолго. И вопрос был не в том, чем себя занять, а в том, какого собственно хрена надо сидеть одной, это же скучно.
При этом сейчас мне только дай одной посидеть, хоть день, хоть два, хоть месяц.
Безусловно умение занимать себя на какое-то время оно важно, покопаться в себе важно, но иногда лучше не давать возможности покопаться в себе подростку лет 14-16, а то докапается. И дело не в умении занимать себя или в незнании себя, а дело в переходном периоде. В неком протесте, который сам по себе не является реальным отражением сущности ребенка, а вот просто, я против, только потому что против, а почему неважно.
В общем мое мнение ни о чем это не говорит.

m@r
23.05.2012, 22:59
Да, я тоже эту статью недавно прочитала, была удивлена. Если бы я участвовала в эксперименте, то нашла бы для себя кучу занятий))) А молодёжь нынешнюю жаль очень, пытаюсь своих детей ограничивать от компьютера, телевизора, телефона и т.п. Хотя на себе иногда тоже чувствую зависимость нездоровую от подобного

SugarFree
23.05.2012, 23:01
Мне кажется, это точно говорит о том, какая нынче зависимость от того, чтобы быть онлайн. Небось, и не всякий взрослый 8 часов без компа и телефона выдержит:)
Ты посмотри: их же не просто посадили на стул в пустой комнате на 8 часов. Им не запрещали читать, им не запрещали заниматься делами по дому, заниматься спортом. И даже 5 часов почти никто не продержался.
А продержались-то те, кто занимался хобби, не имеющим отношение к компу. Я не утверждаю, что такое хобби необходимо или что комп - зло. Но мне кажется, факт налицо: одиночество становится физически невыносимым.
А ты бы продержалась, и я бы продержалась, но у нас доступа к сети-то не было с детства:)
Наверное, наши дети вырастут совсем другими:)

Токси
23.05.2012, 23:02
Мне кажется, это точно говорит о том, какая нынче зависимость от того, чтобы быть онлайн. Небось, и не всякий взрослый 8 часов без компа и телефона выдержит:)
Ты посмотри: их же не просто посадили на стул в пустой комнате на 8 часов. Им не запрещали читать, им не запрещали заниматься делами по дому, заниматься спортом. И даже 5 часов почти никто не продержался.
А продержались-то те, кто занимался хобби, не имеющим отношение к компу. Я не утверждаю, что такое хобби необходимо или что комп - зло. Но мне кажется, факт налицо: одиночество становится физически невыносимым.
А ты бы продержалась, и я бы продержалась, но у нас доступа к сети-то не было с детства:)
Наверное, наши дети вырастут совсем другими:)

А им запрещали встречаться с друзьями?

nata314
23.05.2012, 23:15
Мне кажется все дело в том, что было просто очень не привычно без привычных вещей , были искусственные ограничения, которые при все при том было очень легко нарушить . и изза этого возникали странные ощущения.
Помните в фильме "о чем говорят мужчины" один герой рассказывал, что женидьба для него - "это все равно, что услышать "всё! С этого момента тебе нельзя пользоваться вилкой". И если раньше ты на вилки внимания не обращал и у тебя было полно всяких разных вилок, то сейчас нет не одной, и ты уже согласишься на любую, самую дурацкую вилку - просто лишь бы это была вилка!.... ". Но вот если провести такой эксперимент - никто же не будет говорить, что у нас общество наркоманов, зависимых от вилок? Это просто не привычно. И как то не хочется отказываться от вилки, если их полно рядом. Но без них можно

Или например, вспоминаю себя - как мне было скучно ехать в поезде. Мы как то ехали с мужем трое суток. Детей еще тогда не было, так что мы совершенно не ценили время когда можно "ничего не делать". На третий день мне стало так тоскливо и почему то так себя жалко, что я даже всплакнула!!! Хотя я общалась с мужем. Связала ему носки 45 размера, пока мы ехали:) Читала книжки...

Lilla
23.05.2012, 23:26
Безусловно умение занимать себя на какое-то время оно важно, покопаться в себе важно, но иногда лучше не давать возможности покопаться в себе подростку лет 14-16, а то докапается. И дело не в умении занимать себя или в незнании себя, а дело в переходном периоде. В неком протесте, который сам по себе не является реальным отражением сущности ребенка, а вот просто, я против, только потому что против, а почему неважно.
В общем мое мнение ни о чем это не говорит.
А я считаю, что покопаться в себе очень полезно всем. И особенно подростку. НО при этом резко заставлять копаться в себе подростка, который раньше этого не делал + нет контакта с родителями - это может быть опасно, да. Поэтому я буду очень стараться, чтобы мой ребёнок стал таким подростком, для которого это не страшно. Как не было страшно для меня. Именно в этом возрасте я ОЧЕНЬ много времени проводила совершенно одна, без всякого общения (летом пока мама была на работе, например), но потом у меня была возможность свои мысли обсудить с мамой... и волосы ни у кого не шевелились :). Осталось покопаться в мыслях и придумать как это сделать :).

Токси
23.05.2012, 23:28
Мне в этом эксперименте больше другое интересно - "большинство сразу сунули в уши наушники и успокоились". Для нашего поколения это, по-моему, не характерно. А современная молодежь и правда с наушниками не расстается. Как оно, когда все время музыка в ушах? Я даже и не знаю. Они все аудиалами становятся? Или просто тупеют от непрерывного звука в ушах? Это должно же как-то сказываться?

а это один из способов отрезать себя от внешнего мира. Внешнмий мир не нравится (в данном эксперименте - оторванность от привычных вещей), значит уши заткнуть, чем-то мозг занять и хорошо.

Токси
23.05.2012, 23:32
А я считаю, что покопаться в себе очень полезно всем. И особенно подростку. НО при этом резко заставлять копаться в себе подростка, который раньше этого не делал + нет контакта с родителями - это может быть опасно, да. Поэтому я буду очень стараться, чтобы мой ребёнок стал таким подростком, для которого это не страшно. Как не было страшно для меня. Именно в этом возрасте я ОЧЕНЬ много времени проводила совершенно одна, без всякого общения (летом пока мама была на работе, например), но потом у меня была возможность свои мысли обсудить с мамой... и волосы ни у кого не шевелились :). Осталось покопаться в мыслях и придумать как это сделать :).

Я думаю все проводили в одиночестве достаточное количество времени, но мысли подростка непредсказуемы, вот хоть что делай, а как подросток может развить мысли, которые изначально и безобидны вовсе ууу, а как подросток может потом развить мысли после разговора с мамой по душам, ууу.

Lilla
23.05.2012, 23:42
Я думаю все проводили в одиночестве достаточное количество времени, но мысли подростка непредсказуемы, вот хоть что делай, а как подросток может развить мысли, которые изначально и безобидны вовсе ууу, а как подросток может потом развить мысли после разговора с мамой по душам, ууу.

Ну остаётся надеятся, что всё же всякие крайние действия (суицид, наркотики и т.п.) свойственны далеко не всем и достаточно часто склонности такие видны (по крайней мере в моём окружении 2 самоубийства были совершены людьми за которыми такие склонности были видны очень сильно). А всякие метания подростков это необходимый этап, который должен быть пройден. Должны быть обдуманы мысли "зачем я живу", "что есть любовь" и т.д. И мне бы не хотелось чтобы вместо того, тобы искать ответы (пусть и мучаясь от разных мыслей), ребёнок сидел за игрушками и т.п.

Fly
23.05.2012, 23:44
Суицидальные мысли могут возникать и без компании, мобильника и телека
Раньше этого не было, а самоубийцы тоже были

Про занятость ребенка-я считаю, что ребенка надо грузить доп занятиями специально, чтоб на всякую хрень не было времени
Ну и гиперактивность только и загруженностью и лечат
Только надо сортностью ребенкины силы
По себе помню, как я в 10-11 лет бежала со школы в музыкалку, а потом сразу делать уроки, потому что родители меня еще и в гимназию запихнули
В итоге заканчивалось тем, что у меня белки глаз были голубые, спать порой я ложилась в 11 ночи, уроки за меня доделывала мама, а ночью я могла вскочить во сне и рвануть куда-нибудь
Переутомленность была жутчайшая

Fly
23.05.2012, 23:45
Ну остаётся надеятся, что всё же всякие крайние действия (суицид, наркотики и т.п.) свойственны далеко не всем и достаточно часто склонности такие видны (по крайней мере в моём окружении 2 самоубийства были совершены людьми за которыми такие склонности были видны очень сильно). А всякие метания подростков это необходимый этап, который должен быть пройден. Должны быть обдуманы мысли "зачем я живу", "что есть любовь" и т.д. И мне бы не хотелось чтобы вместо того, тобы искать ответы (пусть и мучаясь от разных мыслей), ребёнок сидел за игрушками и т.п.

Не обязательно
Могут довести до самоубийства совершенно нормального человека
Ты и не поверишь потом

nata314
23.05.2012, 23:46
Суицуидальные мысли есть у Большинства подростков. Это незрелость нервной системы. Точно так же трехлетки истерят и плачут по любому поводу - тоже незрелость. Постепенно человек все это перерастает

Зеленоградочка
24.05.2012, 10:25
Мне кажется, это точно говорит о том, какая нынче зависимость от того, чтобы быть онлайн. Небось, и не всякий взрослый 8 часов без компа и телефона выдержит:)
Ты посмотри: их же не просто посадили на стул в пустой комнате на 8 часов. Им не запрещали читать, им не запрещали заниматься делами по дому, заниматься спортом. И даже 5 часов почти никто не продержался.
А продержались-то те, кто занимался хобби, не имеющим отношение к компу. Я не утверждаю, что такое хобби необходимо или что комп - зло. Но мне кажется, факт налицо: одиночество становится физически невыносимым.
А ты бы продержалась, и я бы продержалась, но у нас доступа к сети-то не было с детства:)
Наверное, наши дети вырастут совсем другими:)

+1

ЮМАма
24.05.2012, 10:28
по поводу наушников: я последнее время постоянно в них, из дома вышла - музыку в уши и на работу (попробовала как-то в метро проехать без них, поразилась как же громко движется поезд), на работу пришла, если что-то срочное и надо сконцентрироваться - музыку в уши и работать (опенспейс, кругом люди, разговоры), вечером домой опять наушники. А дома пришла и музыку в колонки на компе, что бы расслабиться)

А суициидальные мысли есть не только у подростков) Мне вот когда скучно и все переделано, тоже всякое в голову лезет, правда мне хватает ума признать, что жизнь и так слишком короткая и спешить некуда

Зеленоградочка
24.05.2012, 10:55
мне кажется что у подростков мысли суицидальные от "ненужности", ощущают они себя ненужными родителям. Понятно что все в работе, кто ради себя ( карьера, амбиции) кто ради тех же детей, чтоб на ноги поставить, учиться отправить, на квартирку отпрыску. Мне кажется родителям в таком случае ребенку нужно ярких впечатлений с родителями, к примеру общее хобби, от склейки парусника до совместных квадротрофи, погружений. Была свидетелем как в Еги погружался папа и сын лет 8-9, сколько счастья было у ребенка.

Ана
24.05.2012, 14:12
а по-моему эксперимент дурацкий. щас обосную.
что, на мой взгляд, нужно учесть:

1) базовая (данная от природы) потребность в общении (сейчас пока не обсуждаем формы этого общения) - у всех людей она разная. есть люди, которым общение нужно постоянно, они без него тухнут. есть люди, которые наоборот, тухнут от большого количества общения, и набираются сил в одиночестве. я отношусь к последней категории и не только легко выдержала бы это испытание, но еще бы и удовольствеи получила огромное - причем как в текущем возрасте, так и в подростковом. в то же время я вижу как устроены другие люди и прекрасно понимаю, что для многих из них запрет на общение смерти подобен, таких людей было немало не только среди моих приятелей в подростковом возрасте, но их и есть немало сейчас среди тех взрослых, кто меня окружает.

2) форма общения - вот здесь пролегает разница между нашим поколением и нынешним. у нас не было всех этих замечательных современных средств мгновенной связи и передачи информации. в моем подростковом возрасте даже мобильников еще не было, и даже пейджеров. т.е. элементарно передать какую-то информацию человеку, если он не дома, было невозможно. сейчас это кажется диким, сейчас естественно другое. и не нужно говорить, что это нездорово! мир изменился. если для меня-подростка было нормой трепаться по 2 часа по городскому телефону с подружкой, то нынешние подростки делают это по скайпу, а значит нужен комп и интернет.

3) круг общения - в эксперименте подросткам запретили общаться со своими друзьями, а ведь для подростков общение именно со сверстниками важнее всего - важнее общения с родителями даже, это особенности возраста, которые нельзя не учесть! это все равно, что нам с вами, молодым матерям, запретить общаться со своими мужьями и детьми - это наш с вами приоритетный круг общения. для подростков друзья значат столько же.

вывод у меня такой - данный эксперимент не кажется содержательным, потому что по сути он доказал, что если людей, у которых достаточно развита потребность в общении как таковая (что им в плюс, значит они хорошо социализированны) лишить общения со своим ближним кругом (т.е. самыми важными для них людьми), то им станет плохо. по-моему это и без экспериментов понятно.

SugarFree
24.05.2012, 17:07
А я вижу связь с суицидом, и самую прямую. Связь такая. Им вообще нечего делать, только сидеть онлайн. А это продуктивной деятельностью никак не назовешь. И цели у нее тоже нет. Вы посмотрите, им нечем себя занять. Соответственно, никаких целей, ничегошеньки. И не общение это в полном смысле слова. Это времяпрепровождение.
И друзья все тоже ненастоящие, а так, ники на форуме. Я уже не помню точно, как звучал тот коммент, который я цитировала в предыдущей теме. Но было там о том, что друзей у них нет. Ты можешь написать трижды "мне плохо!" и получить в ответ два десятка смайлов и тому подобной дребедени. Но ты все равно останешься один. Никто не придет!

И потом, вы не забывайте, их лишили электроники не на неделю, не на месяц. На 8 часов!
Так что, Ян, то, что ты пишешь, - это все правильно. Но не в контексте 8 часового перерыва. Это нельзя назвать словами "лишить общения" и от женитьбы и отбора вилок это далеко:)

Ана
24.05.2012, 22:55
28 из 68 человек прервали эксперимент общением с живыми людьми, а не виртуальными - они позвонили кому-то по телефону, либо пошли общаться вживую. сколько еще участников занялись общением с живыми людьми после того, как посмотрели телек или поиграли - мы не знаем. но по-моему не все так плохо, и типа что друзей ни у кого нет - явное преувеличение.
а 8 часов - это для нас взрослых как секунда пролетает. а для детей... тем более когда наставили кучу запретов на привычные им действия - это вечность.
конечно я согласна, что у некоторых современных подростков, да и взрослых людей тоже, зависимость от виртуального мира велика. но это склонные к зависимостям люди - они всегда были, есть и будут. и не надо забывать, что подростковый возраст сам по себе очень хрупок в плане психики - и как следствие склонен к зависимостям. но к счастью у большинства людей это проходит, они перерастают. а от чего зависимость - диктует время. сейчас больше в виртуале, раньше - компании в реале, а суть одна.
блин, чет я походу во всех темах про "нонешнюю молодежь и ейные нравы" выступаю защитником молодежи)) с чего бы это?))

SugarFree
25.05.2012, 16:38
Ну может, конечно, я и преувеличиваю степень "кошмарности":)
Но тем не менее, мне кажется, человек меняется. Все социальнее и социальнее:)

Dave
25.05.2012, 21:00
Мне кажется, это точно говорит о том, какая нынче зависимость от того, чтобы быть онлайн. Небось, и не всякий взрослый 8 часов без компа и телефона выдержит:)
Ты посмотри: их же не просто посадили на стул в пустой комнате на 8 часов. Им не запрещали читать, им не запрещали заниматься делами по дому, заниматься спортом. И даже 5 часов почти никто не продержался.
А продержались-то те, кто занимался хобби, не имеющим отношение к компу. Я не утверждаю, что такое хобби необходимо или что комп - зло. Но мне кажется, факт налицо: одиночество становится физически невыносимым.
А ты бы продержалась, и я бы продержалась, но у нас доступа к сети-то не было с детства:)
Наверное, наши дети вырастут совсем другими:)
вот поэтому я и не пускаю ребенка к компу. Нет, конечно мы смотрим мульты короткие (1-2 в день), смотрим фотографии, пользуемся компом как энциклопедией (ну например я ему книгу читала, где описывают скорпиона, он не понял, пошли к компу смотреть что это за зверь), и конечно смотрим папину работу, потихоньку он начинает сыну объяснять как и что делается, ну и на съемочную площадку его конечно берем, что бы была полная картина. Но не более, ни каких игрушек и псевдоразвивалок на компе мы не допускаем.
И из собственного детства я вот что вспомнила), когда мы были маленькими родители нас водили на всякие занятия, у меня преобладали спортивные секции, у моей подруги художественные (изо, лепка). И вот когда в подростковом возрасте мы оставались вот так одни сами с собой, то я шла кататься на велосипеде или брала теннисную ракетку и шла на корты (стучать об стену), а она сидела дома и рисовала. Мне казалось скучным ее занятие, она не могла понять меня))))

tata222
25.05.2012, 21:22
И из собственного детства я вот что вспомнила), когда мы были маленькими родители нас водили на всякие занятия, у меня преобладали спортивные секции, у моей подруги художественные (изо, лепка). И вот когда в подростковом возрасте мы оставались вот так одни сами с собой, то я шла кататься на велосипеде или брала теннисную ракетку и шла на корты (стучать об стену), а она сидела дома и рисовала. Мне казалось скучным ее занятие, она не могла понять меня))))

Я ходила в музыкалку, на английский, на теннис и в бассейн. А в одиночестве читала, вышивала, рисовала, хотя у нас рано появился компьютер, да и телевизор был в каждом доме. А, на гитаре еще училась играть. Так что это не система, как мне кажется :) Брат мой имел примерно тот же набор, кроме английского почему-то, но в свободное время смотрел видео или играл на компьютере.