Отчет.
Еще дважды были у психолога с мужем.
Выяснили, что сейчас я вижу себя рядом с дочкой не столько мамой, сколько чем-то вроде старшей сестренки. Бабушка (моя мама) имеет бОльший авторитет, а я бессознательно ставлю себя на место маленькой девочки, и поэтому к собственной дочке у меня возникает противоестественное чувство соперничества. Еще из-за такой позиции я постоянно думаю, как будет выглядеть мое поведение, и многое себе не разрешаю - лишний раз приласкать дочку, подурачиться с ней... Оказывается, можно. И если я ей сто раз повторю, что она моя маленькая девочка и я ее люблю, то она не "испортится", не "сядет на шею" и не "избалуется".
Парадоксально, но сейчас, когда я стала себе позволять вести себя с дочкой менее строго, с ней стало проще найти общий язык, и она стала легче соглашаться и меньше делать что-либо назло.
Еще выяснили, что поведение дочки, когда она играет "в братика" - изображает из себя младенчика, просится на ручки, приговаривает "агу-агу" - не является противоестественным и ненормальным, и ничего страшного, если я в ответ приласкаю ее, как она и добивается - никаких "ненормальных рефлексов" я ей не привью и не закреплю. А игру "в младенчика" она со временем перерастет, и это не психическое отклонение.
Забавный момент: тесты и задания, которые предлагает психолог, дают нам с дочкой некий информационный повод для общения, обе с удовольствием обсуждаем те же вопросы тестов (например, с удовольствием фантазировали, кого из членов семьи в какое животное превратил бы волшебник, и почему).
Я чувствую, что раскрепощаюсь в общении с дочкой, перестаю чувствовать себя при ней неловко, и мне интереснее с ней общаться.
А, вот еще полезный был совет: честно сообщать дочке, когда я плохо себя чувствую, или устала, или раздражена - чтобы она не думала, что это из-за нее, и тогда у нее не будет ощущения, что ее не любят и избегают ее. Правда, я заметила, что когда мне дали разрешение говорить о своем раздражении, я стала намного реже раздражаться.

Муж подшучивает над консультациями, говорит, что мне просто скучно, нечего делать, вот я и хожу "поболтать". Но, тем не менее, когда у него есть время (а последние три недели совпадало так, что оно у него было), со мной к психологу ходит, общается, и по мере сил помогает.