Матвей начал говорить в 2,3. Читал в 4,5. Речь у него хуже чем у Саши - ее меньше, она менее плавная. Но логопед сказала, что это его индивидуальная особенность, но сама речь правильная и вдумчивая. 
Я-то беспокоилась, что он иногда формы слов неправильно использует, иногда вообще слова придумывает. Например сегодня назвал флаг СССР - "раньшейшим" относительно флага России.  Я-то обращаю внимание, что ребенок не знает слова "предыдущий", а логопед обратила внимание, что ребенок а) много знает  б) способен придумывать.
Я переживаю, что Матвей на все мои вопросы "что было в саду?" отвечает односложно, развернутого ответа не добьешься.   Тащу информацию как тисками.  Все думала, что надо с ним рассказом по картинкам заниматься, да все руки не доходят. А логопед проверила его по картинкам и отметила, что он придумывает интересный сюжет и способен его рассказать.  И проблем с рассказами по картинкам у него не предвидится. И вообще он очень дружит с языком, использует его хорошо. Да, говорит  кратко, не то что Саша. Но  потому что он не болтун ("в папу", а Саша - "в маму" 

) Но это индивидуальная черта, а не недоработка.
В общем, я переживала про речь Матвея, а она сказала что даже курсы подготовки к школе ему не нужны, его речи для школы выше крыши.
И она нам тоже сказала стараться не перегружать Матвея  -говорит на фоне перегрузки информацией и нервной системы может пойти заикание. Которое у мальчиков ввиду особенностей нервной системы оно случается во много раз чаще, чем у девочек.
Но как Матвея затормозишь, если ему интересно?  Разве  что больше спорта, больше сна и меньше компьютера.
В общем, то что на дилетантский взгляд может выглядеть "плохо", на деле может оказаться "очень даже хорошо"... И наоборот.