тоже посмотрела древо жизни.
Лично для меня этот фильм ничего нового о жизни не открыл, но я искусство воспринимаю как процесс, а не как результат)) в частности, в кино мне важен процесс просмотра, и он, процесс, меня пропер до невозможности (смотрела в киноклубе Винзавода – плетеное кресло, почти пустой зал, тягучий летний полдень, развевающий огромные занавеси ветер… ну вы меня поняли - настрой подходящий изначально))
вот что касается именно процесса, то мне безумно понравились эпизоды из детства глазами старшего брата - именно тем, как точно и вместе с тем легко показано, как оно все бывает - видно, что автор великолепно помнит каково это - быть ребенком, затем подростком. многие ведь повзрослев, забывают)) вот эти все моментики, как впервые появляется ревность к младшему братику, и вместе с тем стремление его защищать, такая противоречивая любовь, как дети мужского пола жаждут любви матери (от матери в этом фильме я тащусь отдельно)), как дети быстро переключаются с каких-то тяжелых моментов на игру и забавы, как дети становятся подростками и начинают осмеливаться дерзить родителям (в контексте того времени), и вот этот момент "разочарования" в Боге, и т.д. ну вот вроде ничего особенного, а снято таааак здорово, что смотреть очень приятно. я не говорю, что этот фильм единственный в таком роде, много есть фильмов, в которых простые вещи сняты великолепно, но об этом фильме говорить, что это трата времени - имхо смахивает на кощунство))
теперь про смыслы)) повторюсь, ничего нового, чего бы я не знала о жизни, в фильме нет, но мне всегда приятно видеть, как мои собственные умозаключения перекликаются с мыслями других людей, выраженными в произведениях искусства. А в этом фильме, как мне кажется, каждый человек может найти отражение каких-то своих мыслей. Вот что лично мне показалось самым важным: во-первых, вывод об умении смиряться там, где не можешь ничего изменить, и при этом продолжать жизнь не в печали, а в радости. Для меня, как для матери, высшее проявление смирения – это искреннее препоручение матерью Богу своего рано умершего ребенка (которое происходит в самом конце фильма). При этом в Бога можно верить или не верить, это не суть важно. Во-вторых - это уже по части брата – об умении отличать важное в жизни от неважного. Смерть близких всегда очень четко показывает что важно, а что нет, но было бы круто, если бы все люди почаще думали о смерти– и своих родных, и своей собственной - пока она еще не наступила, и взвешивали бы свой образ жизни, поступки и приоритеты на весах смерти, тогда бы все стали счастливее.
По поводу взаимоотношений в семье – здесь нужно учитывать время, тогда так было принято – жесткое дрючилово детей со стороны отца в порядке вещей было, а место женщины было второстепенно, и мать не могла полноценно вмешиваться в этот «воспитательный процесс» отца. Почему старший сын желал смерти отцу – это же не сиюминутное, это было накопленное – отец его жестко строил всю жизнь (потому что других методов воспитания не знал и хотел как лучше), а сын подрос, «вылупился» что называется, и захотел своеобразного реванша. Не знаю, мне очень понятны чувства старшего брата-подростка – и по отношению к отцу, и по отношению к среднему брату, и по отношению к матери, и даже по отношению к Богу.



Ответ с цитатой



