Девочки, просто поделиться...
Вчера перед сном у сына случилась настоящая истерика, которая переросла в серьезный разговор между нами. Это был наш первый опыт такого рода обсуждения проблемы, и я была удивлена, и даже горда тем, как всё разрешилось. Горжусь. И почему-то немного грущу...
Предыстория. Уже почти год как Тошка стал засыпать сам в своей кроватке. Редко когда мы ему разрешаем засыпать в нашей кровати - такое случается во время болезни, ну и еще было пару случаев, по пальцам пересчитать. Иногда он спрашивает, можно ли ему лечь на большую кроватку? Но спокойно относится к тому, что засыпать нужно у себя, а потом, когда мама с папой лягут спать, то можно уже спать вместе на большой кровати. Часто ночью так и происходит - он просыпается и переползает к нам, и сон в обнимку до утра доставляет удовольствие всем нам.
История. Вчера ни с того ни с сего, где-то через полчаса после укладывания в постель, Тошке почему-то вместо обычных "хочу пить/писать/какать/etc." захотелось "спать в большой кроватке", причем заявлено это было сразу же с надрывными требовательными нотками в голосе. Я попыталась его урезонить привычными аргументами, что-то выяснить, но не тут-то было! Буквально за 5 минут требование переросло в настоящую истерику. Естественно, что к этому моменту пойти на поводу у ребенка уже не представлялось возможным. Самое жуткое для меня было то, что я сходу не смогла придумать никаких веских причин, почему ему нельзя ложиться в большую кровать - как обычно, все умные мысли приходят поздно. После безуспешных попыток его успокоить, я сказала, что он может плакать, но я ему не разрешаю вылезать из кровати, после чего удалилась из комнаты. Он продолжал лежать в кроватке и орать истошным голосом вариации на тему "хочу в большую кроватку, мне там нравится спать". Через пару минут я подошла, сказала ему, что он мешает спать маленьким деткам за стеной. Подобные доводы на него обычно действуют, да и он сам уже устал от истерики, поэтому почти сразу громкость и эмоции пошли на спад...
Разговор. Я вернулась к нему в комнату, и было видно, что он уже достаточно успокоился и был готов к диалогу, хоть и продолжал всхлипывать и повторять свое "хочу". Тогда я сказала ему, что если хочет, он может лечь спать на большую кроватку, но сначала мне нужно с ним поговорить. Мы с ним вместе легли на кровать, и у нас был долгий-долгий разговор, мы обсуждали, что могут и не могут делать маленькие, что могут большие, кому что разрешают и не разрешают... И поскольку у него уже есть свои увлечения, пристрастия, он стал о них спрашивать в этом контексте... И было видно, что это не пустой разговор и не вопросы "мимоходом", а для Тошки это действительно важно. Было заметно, что он колеблется и не знает, какую сторону принять, несколько раз менял свою позицию с "я маленький" на "я большой" и наоборот, потом с вариациями "я еще не совсем большой, поэтому..." или "я уже большой, но еще не...", или "нет, я уже не маленький, но..." Мы с разных сторон рассмотрели этот вопрос, я хотела, чтобы он погрузился в размышления, после чего решила затронуть его самые "жизненные" интересы и то, что быть маленьким в эти интересы не очень-то вписывается, вспомнила про карусели, которые только для больших, еще что-то. Антона это обстоятельство, конечно, совсем не устроило, и потом уже он сам задал еще более животрепещущий вопрос: "А в папиной машинке маленьким разрешают сидеть?" Я ему сказала, что сидеть разрешают, но рулить и нажимать на кнопки - нет. Потому что маленькие могут по неосторожности что-то сломать, а ломать машину никак нельзя.
Далее была долгая напряженная пауза. А потом он встал и пошел в свою кровать. Сказал, что он выбирает быть большим. Он не был подавлен, он не проиграл, он не сдался. Я его не принуждала, и даже наоборот, несколько раз в разговоре повторила, что если он хочет, может оставаться в большой кровати, что он сам решает. И он принял решение сам. Залез в свою кроватку, укрылся одеялом, улыбнулся и сказал "мама, я тебя люблю". Он вообще-то постоянно так говорит. Но в этот раз это было особенно ценно - закончить разговор и этот вечер на позитивной ноте.
Заставить быть большим или маленьким невозможно. Они сами это выбирают.
P.S. Рассказ звучит красиво, гладко, но если честно, вчера во время истерики я была в тупике. Чувствовала себя абсолютно несостоятельной мамой, не способной ответить ребенку на простой вопрос "почему?". Я действительно не могла придумать ответ. Возможно, если придумала бы, то никакой истерики не случилось бы. Но тогда бы не случилось и этой важной концовки.