Татка1, я не знаю, поэтому и спрашиваю у Общественности. Не помню кто конкретно, но точно тут писали. что с драками справились. Правда потом снова начались.
Просто разные ведь есть причины.
Лично я озадачилась этой темой сейчас, после начала чтения рекомендованной тут же книжки О.Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь". В ней есть про агрессию. Что ее нужно понять изнутри, для того, чтобы понять что же делать снаружи. Там написано, что агрессия – это порыв атаковать и что она является следствием раздражения (фрустрации). Люди же испытывают раздражение, когда что-то идет не так, "не работает". Часто агрессию путают с гневом, но раздраженность это не гнев. Порыв в гневе - поквитаться, отомстить. Порыв в раздраженности - атаковать. Поэтому основная задача, выявить в агрессии фрустрацию. Для ребенка основной источник фрустрации - страх сепарации, страх потери близости с теми, к кому ребенок привязан, но, сталкиваясь с сепарацией, он не знает этого. (Это кусок из книги).
Ведь даже из жизни видно, что дети часто капризничают, плохо себя ведут когда не выспались, голодны или что-то их беспокоит. И они не всегда могут поплакать, чтобы преодолеть это беспокойство, потому что не опознают причину.
Далее там довольно интересно описано как это можно менять. Как с этим бороться, вернее даже не бороться, а именно исправлять на самом нижнем уровне.
Вот, например, случай cyber-umka идеально вписывается в теорию этой книги. То есть агрессия основана на том, что что-то идет не по плану (ребенок не играет с ней, не реагирует на нее) и она тут же выливает свое негодование на "обидчика".
Мало того, я это же могу сказать о себе. Часто, в порыве раздражения, когда что-то идет не так, срываются планы я могу проявить агрессию - что-то пнуть, бросить какую-то вещь, шарахнуть трубкой по телефону, есть желание что-то сломать. Забавно было читать обоснование своих же эмоций о которых раньше просто не размышляла, так как принимала их за свое естественное поведение (меня так не воспитывали, это уж точно
). Сейчас вот буду стараться давать выход своему раздражению по другому. В конце концов мой ребенок берет с меня пример и более правильно, ударившись об угол стола сказать "ой, как больно!" и потереть ушибленное место, чем пнуть этот стол пару раз в отместку (да, мне стыдно, но я чаще всего так и поступала раньше).
В общем, очень интересно еще послушать реально сработавшие методы работы с агрессией.
=======
Один из главных признаков зрелости духа - полное отсутствие потребности что-то доказывать.