решила поделиться своими дневниковыми записями о "тактике и стратегии" подготовки Ромы к рождению братика, может кому пригодиться
• 10 марта 2013 года жизнь Ромы изменилась. С этого самого дня он перестал быть единственным в семье обожаемым и любимым баловнем. Теперь он с гордостью носит статус старшего брата ;0) Переменам этим Рома пока очень рад. Жаль, я не видела выражения его лица, когда ему сообщили, что его братик наконец-то родился. Никогда не забуду, как его лицо буквально озарила радость, когда ему сообщили о рождении двоюродной сестренки Нины. Но рождения Миши он очень ждал и радовался. Звонила ему из роддома, и Миша немного поплакал в трубку, так Рома остался под большим впечатлением от первого «разговора» с братом. На выписку, естественно, приехал вместе со всеми. Терпеливо ждал очереди, с любопытством разглядывал братика, горделиво попозировал с ним фотографу и умилялся вместе со всеми, какой тот крошечка.
• Надо сказать, что беременность мою Рома также проживал по-своему. От мимолетной радости, когда мы сообщили ему, что у нас весной родится братик, до собственно осознания, что в животике у меня живет Малыш. Все эти месяцы мы проводили огромную подготовительную работу для Ромы. Начали с его младенческих фото, точнее с фото моей первой беременности, его УЗИ. Я отвечала на миллион вопросов по анатомии, мы смотрели научный фильм по развитию клеточки внутри мамы, даже кое-что про роды ему рассказала. И все с упором, что вот он, Рома, тоже жил у меня в животике, тоже толкался пяточкой, все-все истории про это (как папа впервые почувствовал его пиночки, как мы обрадовались, что у нас будет Малыш и т.д.). Когда живот мой уже вырос и Миша начал пинаться ощутимо для окружающих, первый, кто поймал его пиночки был, конечно же, Рома. Помню, сидит он у меня на коленках, обнимашки после садика, а тут братик его как пнет в спину;0) Мы и на УЗИ вместе ездили, Рома даже разглядел очертания братика и был впечатлен, что там видно головку, ручки, писюн. Рома общался с животом, вернется из садика, меня обнимет-поцелует, а потом то же самое с животом. Разговаривал с животиком. Придумал тысячу имен для братика. Сначала предложил назвать его Ромой («хорошее же имя»), ну или МакВином, Бен Тен, Рома Труфанов (друг из садика), Андрей, Дима, Виктор, еще как-то… А я выбирала имена из списка имен по святкам. И нравилось мне имя Миша. Роме оно тоже понравилось, а вот папа все никак не принимал его. Так вот, именно Рома убедил нашего папу, что Миша - хорошее имя. Аргумент был – его можно ласково называть Мишутка. И папа согласился на Мишутку;0)
• С осознанием и пониманием в голове Ромаши начали рождаться закономерные вопросы. «Мама, а когда Миша родится, ты меня еще будешь любить?» Конечно, заверила его, что буду. Но мне показалось, что одних устных заверений недостаточно. Нарисовала на листе бумаги огромное сердце, а в нем много-много окошек. И объяснила Роме, что сердце человека как дом, в нем живут люди, которых человек любит. «Вот смотри, сколько окошек. Вот в этом живешь ты (и написала «РОМА»), тут папа, тут мои родители, моя сестра, моя племяшка. И видишь, эти окошки уже заняты навсегда. А вот свободное осталось. Вот Миша родится и займет свое окошечко». Потом Рома и в своем сердце с окошками вписал имена. А как родился Миша, мы оба вписали его в свободные окошки.
• Я в этот раз ни одного журнала и книги про беременность и уход за младенцами не прочитала, зато много читала про детскую ревность. И готовила почву, чтобы этой ревности у нас не было. Во-первых, Рома четко знал, что Миша родится маленьким и беспомощным (а не партнером по игры в лего, как обычно обещают, когда сообщают о рождении младшего брата). Тут нам очень помогло рождение двоюродной сестренки год назад. Тогда у него был шок, конечно, что она не может сразу поиграть с ним в лего (принес в кармане полицейского с мотоциклом). Рассказывала, что младенцы не умеют говорить, поэтому все сигналы посылают через плач и плачут много и громко. На это Рома попросил купить ему замок в детскую, чтобы он мог закрываться от плача. Рассказывала, какие беспомощные младенцы, ничегошеньки сами не могут, ни одеться, ни покушать, ни поиграть – все мама должна делать, поэтому у мамы все время тратится на уход за младенцем. Тогда Рома предложил делать все за меня. Мы с ним сошлись, что он будет мне помогать, а постепенно Миша вырастет и будет такой же самостоятельный, как и Рома.
• В день выписки, когда приехали домой, в люльке у Миши обнаружились вожделенные паровозики Чаггинтон – это подарок от Миши старшему братику. А Рома нарисовал братику рисунок, который мы обязательно сохраним на память. Пока бабушка Мила накрывала на стол, а тетя Ната с дядей Сашей умилялись спящему Мише, мы с Ромой наконец-то наобнимались (так соскучились за те дни, что я была в роддоме), поиграли в его детской, одним словом – уделили ему максимум внимания. И вообще, в первые дни дома была такая идиллия, Миша все время спал, поэтому у нас было полно времени играть с Ромой, читать ему книжки, заниматься им и уделять привычный ему объем внимания. Папа наш тоже молодец, в выходные возил его в музей космонавтики, гулял с ним, строил замки из лего. Одним словом, все мы старались, чтобы Рома не чувствовал себя обделенным вниманием.
• Когда привезли Мишу домой, Роме дали его хорошенько рассмотреть и потрогать. Сразу определили, куда можно целовать братика (темечко-запретная зона, т.к. там родничок). Рома подержал Мишу за ручки, за пяточки. Снова вернулись к его фото, вот он с такими же крошечными ручками. Даже несколько раз дали подержать Мишу на руках, усадив Рому на диван. Пусть лучше этот интерес будет удовлетворен на наших глазах, чем втихаря неизвестно куда додумается нажать/ткнуть. Мы и коту дали обнюхать Мишу;0) И в первое время я изо всех сил старалась лишний раз не накладывать запретов и ограничений, если действия Ромы не представляли реальной угрозы для Миши. Т.е. хочешь лежать рядом-лежи, обнять-пожалуйста. Оказалось, это очень важно для спокойствия всей семьи. У бабушки при таком приближении Ромы сердце прихватывало. Но стоило ей сделать Роме предупреждение, он сразу же обижался, убегал в свою комнату, хлопая дверью и обиженно ворчал. И мы все начинали заново: иди потрогай/поцелуй, но за ушком, а в темечко нельзя, т.к. там опасно из-за родничка и т.п.
• Рома с радостью бросается помогать ухаживать за Мишей, поэтому даю ему посильные поручения – дать соску, погладить животик, подержать за руку, выкинуть памперс. И так здорово, когда у мамы есть маленький помощник! Рома и за видеоняню у нас работает. Готовлю на кухне, а Рома мониторит, не кричит ли Миша, не «рыгает» ли. В общем, наш старший сын в этом плане вполне ощущает свой вклад в уход за малышом, постоянно его хвалю за помощь.
• Надеюсь, первичного проявления ревности нам все же удалось избежать. Рома Мишу очень любит, по утрам дождаться не может, когда он проснется и можно будет его поцеловать и пообщаться с ним. Из садика возвращается – первым делом с Мишей здоровается. Главное, не расслабляться и продолжать эту правильную политику. Хотя тяжкооо…