Возможно, чтение и письмо - это дополнительные проблемы. Но не они определяют возможности ребёнка сообразить, что надо делать с имеющимися ведрами, грушами, людьми и т.д. Саша-то понимает, что с чем надо перемножать в случае задач с простыми условиями, встречающихся в обычных школах. Ее смущают только необычные вещи, и наверное, это нормально для 4 класса, они как раз учатся переводить все друг в друга и абстрагироваться от названий.
Каких детей приводят, я не знаю. Они много всяких случаев рассказывали, в том числе как под копирку из этой темы. Но возможно, там были дети идеально читающие, пишущие и пересказывающие, но вот не понимающие, почему какие-то величины в задачах надо перемножать, а не делить друг на друга или вычитать чего-нибудь из чего-нибудь.