PDA

Просмотр полной версии : Понравилась статья



Lanlet
04.09.2012, 08:21
Синдром отличника изводит российские семьи

Ну вот, торжественная школьная линейка, белые банты и букеты гладиолусов позади. Родители могут вздохнуть спокойно: хлопоты по устройству ребенка в самую-самую школу позади, класс*— лучший. Впрочем, покой им только снится. Очень скоро в тысячах семей начнется нестареющее: «а почему не пять?».

У нас в стране с советских времен существует культ отличника. Давно уже не прокатывает «учится на четверки и пятерки». Четверок быть не должно! Сомнительна даже пятерка с минусом! «Мой ребенок может быть только отличником»,*— сколько раз я слышала эти непреклонно-твердые интонации.

Ладно бы, если речь шла только о начальной школе: все же программа обучения в ней подразумевает овладение теми навыками, которые вполне под силу при некотором старании всем нормальным детям. То есть, в данном случае родители требуют от ребенка максимальной старательности. Хотя и здесь есть нюансы*— далеко не всегда учителя достаточно профессиональны в обучении этим навыкам, увы. Но зачем требовать сплошных пятерок в средней школе, когда идет естественная специализация ребенка? Тем более, в выпускных классах, когда необходимы дополнительные усилия в подготовке профильных для будущей профессии предметов? Нет, фраза «мы идем на медаль» произносится*— и воспринимается окружающими*— так, словно речь идет о медали «За спасение на пожаре».

Говорить о льготах для медалистов при поступлении совершенная бессмыслица. Посмотрите на статистику с советских еще времен и до сих пор: именно медалистов всегда старались «завалить» на экзамене или хотя бы занизить балл, чтобы заставить сдавать экзамены на общих основаниях. Естественно, если это не был «медалист, какой надо медалист»*— но это другая история. Преимуществами в хороших вузах всегда пользовались победители олимпиад*— так готовьтесь к ним, а не к медали. Нет, вместо этого*— тупая зубрежка ненавистных, трудно дающихся предметов ради сомнительного звания «круглый отличник».

Если бы родители, требующие от ребенка пятерок, знали бы, каково живется бывшим отличникам…

У меня три диплома о высшем образовании: два «красных» и один «синенький»*— последний. В нем, правда, тоже сплошь пятерки, кроме одной тройки, полученной за спор с преподавателем. «Исправь!»*— советовали мне все. Я не стала: это стало первым шагом к нелегкому избавлению от синдрома отличника.

Я помню все экзамены в своей жизни. Трудно забыть, когда до истерики боишься: до экзамена*— что-то забыть, после него*— получить не пятерку. Никаких иных отметок не принимается. Не только на экзаменах*— вообще в жизни. Работа должна быть отличной и сделана на «отлично». Мало ли, что хвалят*— я-то знаю, где накосячила! Можно было лучше! Брак*— на «отлично» или никак. Ну, и… Настоящая женщина все успевает*— и работать, и хозяйством заниматься, и детьми*— и раз до двух ночи не успела, то сама виновата. Кончается это срывом. Всегда. Поговорите с психотерапевтами*— у них бывшие отличники ходят в любимчиках.

Когда-то я поразилась, узнав, что на Западе талантливых детей учат особым образом*— их учат проигрывать. Для этого талантливого музыканта отдают в спортивную секцию, математика*— в поэтический кружок, гимнаста учат иностранным языкам. Неумение проигрывать, боязнь поражения*— это то, что тамошние психологи считают страшной вещью. И это*— в случае, когда ребенок отличник в чем-то одном. Заставлять его быть столь же успешным во всех областях*— такое им и в голову прийти не может.

Так что, требуя в очередной раз у своего ребенка пятерок, подумайте*— не отнимаете ли вы у него право на победы и поражения, на определение собственных пристрастий и стремлений, на оценку своих стараний, а не отметок,*— короче говоря, права быть счастливым и успешным человеком. Кстати, давно известно, что лучше всего в жизни устраиваются троечники.

(http://news.rambler.ru/15375954/ )

cyber-umka
04.09.2012, 11:23
вот много раз пыталась это втолковать родителям. но все равно в школе только 5-ки требовали. в вузе уже стали лояльно относиться.

tata222
04.09.2012, 11:58
Согласна с идеей, но в школе, по крайней мере раньше, можно было почти ничего не делать, чтобы нормально учиться. Просто вовремя делать уроки, слушать, что рассказывают (тут, конечно, еще и учитель важен). А поощрять отсутствие синдрома отличника поощрением раздолбайства - кмк неправильно. Я, наверное, типичная отличница, но ни разу у меня не было истерик перед экзаменами, я почти к ним не готовилась, много прогуливала, просто всегда "секла", что и когда можно прогулять и пропустить, а где нужно блеснуть. Бывало, что получала автоматы по предмету, лекции которых не посещала ни разу, а на семинарах была полтора раза из трех. Нужно учить подстраиваться под конъюнктуру, а не оправдываться тем, что физика тебе никогда не пригодится. Гибкость всегда важнее.
Оценки (справедливые) на то и нужны, чтобы оценивать работу - 4 это "не доделал". Если кого-то устраивает недоделанная работа (в любой сфере, даже дома убраться), то можно и жить всю жизнь в грязи. А можно так устроиться, что и работа выполнена, и времени на интернет - вагон.

cyber-umka
04.09.2012, 20:07
я училась в 4-х школах. в 2-х из них не надо было вообще ничего делать. задачки только из учебника и не более. в 2-х других надо было оочень стараться, чтобы получить 5-ку и еще надо было очень сильно шарить. в физмат классе было по математике 3 дополнительных задачника и по физике парочка. задачи из учебника даже не разбирали. а в 2-х других за одну решенную задачу из учебника можно было 5-ку получить. в "легких" школах я по физике имела 5-ку, т.к. легко решала задачи из учебника. в сложной школе 5-к по физике я не помню совсем, потому что не могла решить 50% задач из дополнительных задачников.

tata222
04.09.2012, 20:37
я уже настраиваюсь чтобы учить ребенка учиться на 4ки... мне как отличнице это будет тяжело, но я буду стараться :)
Золотое правило 80-20.

Как это - учить учиться на 4ки? Может быть, учить не расстраиваться от четверок, если он сделал всё возможное? Или не делать всё возможное?